Дзюдзюцу и дзюдо

  1. Основание Дзюдо
  2. Теория
  3. Ключ к постижению сути Дзюдо
  4. Теоретические основы дзюдзюцу рэйдо
  5. Галерея

Основание Дзюдо

В 1558 году. Китайский мастер Чэнь Юань-бин обучал приемам цюань-шу (кулачного боя) монахов монастыря Секоку-дзи, а также нескольких мирян (самураев). Его лучший ученик Фукуно Масакацу, синтезировав приемы цюань-шу и дзю-дзюцу, создал школу Синто-рю ва-дзюцу.

В свою очередь, ученик Фукуно, Ибараги Матаэмон, основал школу Кито-рю. Основным направлением школы стали броски, а методом тренировки - формальные упражнения (ката), выполняемые как в паре, так и поодиночке. Философия Кито-рю зиждется на двух секретных трактатах дзэнского патриарха Такуана, переданных Фукуно Масакацу. Из известных мастеров Кито-рю можно выделить Цунэтоси Икубо - учителя Кано Дзигоро (основателя Кодокан), и Тадзава Токусабуро, который тренировал Морихэи Уэсиба (“отца” айкидо).

В 17 лет Кано Дзигоро решил заняться искусством единоборства и поступил в школу наставника Ягэ Тайноскэ. Не особенно сильный физически, Кано сумел все же в короткий срок достичь хороших результатов и был рекомендован в главную школу Тэнсин Синъе-рю, где обучался у известнейшего мастера Факуда Хатиноскэ, ученика Матаэмона Исо. После смерти Хатиноскэ, Кано продолжил обучение под руководством его преемника Исо Масатомо. Но и тот вскоре умер, и Кано перешел в школу совершенно иного направления Кито-рю (школа Подъема и Ниспровержения). Там он занимался у учителя Цунэтоси Икубо. Менее чем через два года Кано стал лучшим учеником и получил диплом мастера.

Матаэмон Исо поступил в Есин-рю пятнадцатилетним подростком. Школу в то время возглавлял сенсэй Орибэ Хитоцуянаги. У него Исо прозанимался семь долгих и трудных лет вплоть до смерти учителя. А затем вновь принялся искать наставника. На этот раз судьба привела его к Иэмону Хомму, руководившему школой Син-но Синдо-рю. Через несколько лет Исо почувствовал, что достаточно силен в боевом искусстве, и, как было принято в те времена, отправился в рыцарское странствие - мусасюгуэ: людей посмотреть и себя показать. Заключалось мусасюгуэ в том, что, переходя от одного постоялого двора к другому, молодые мастера борьбы или фехтования вызывали местных бойцов на поединок. В общем, искали приключений. Но, как это чаще всего случается, приключения сами тебя находят. Так произошло и с Исо. Однажды в селении Кусацу провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников пытаются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисамуры Исо быстро справился с ними. Но на этом история не закончилась, так как побитые грабители оказались членами мощной группировки, терроризировавшей всю округу. Ни о чем не подозревая, Исо и Нисамура пошли на следующий день после случившегося своей дорогой. Они сделали привал в глубоком овраге и вдруг увидели несколько десятков вооруженных людей. Среди них Исо разглядел и вчерашних грабителей. Дзюдзины быстро сориентировались и заняли выгодную позицию на склоне оврага, так что их невозможно стало обойти с тыла, да и с фронта большой группой атаковать было неудобно. Бандиты приняли этот маневр за отступление и решительно бросились вперед. Первые нападавшие, даже не успев замахнуться, рухнули замертво и покатились вниз. Это несколько охладило пыл остальных, но ненадолго. Один за другим кидались они в атаку, но мечи их рубили пустоту, а сами они падали, корчась от переломов или вовсе бездыханные. Когда число бандитов значительно поубавилось, они остановились в нерешительности, не понимая, почему двое безоружных смельчаков до сих пор живы. Уж не колдовством ли здесь пахнет? Уловив замешательство в рядах противника, дзюдзнны с грозным боевым кличем устремились в наступление. Этого оказалось достаточно, чтобы добрая дюжина жестоких, беспощадных убийц дрогнула и стала отступать, а затем обратилась в паническое бегство. С тех пор банда покинула Оми, и мирные жители смогли вздохнуть с облегчением.Эта история принесла большую славу Исо и его школе, которую он открыл в Эдо (ныне - Токио) и назвал Тэнсин Синъе-рю, что означает “школа Истинного понимания Небесной Воли”. Арсенал школы составил 124 приема, а за все время существования ее окончили более 5000 учеников. Основное направление Тэнсин Синъе-рю - болевые и удушающие приемы, а также удары по уязвимым точкам тела (атэми). Основной метод тренировки - свободный поединок (рандори).

Кано Дзигоро родился в 1860 году в приморском городке Микагэ провинции Сэтцу, что недалеко от Ниото.

Древняя фамилия Кано принадлежала к самурайскому сословию, хотя отец Дзигоро уже не служил, а занимался торговлей. После революции Мэйдзи в 1871 году семья Кано переехала в Токио. Окончив школу, Дзигоро поступил в токийский императорский университет (бывший лицей Кайсэй) на литературный факультет.

Окончив университет, Кано поступил в Высшую школу пэров, перед ним открывались блестящие перспективы, доступ к важным государственным постам. Однако любовь к дзю-дзюцу победила, и в 1882 году Кано открыл собственную школу Кодокан, что можно перевести как “клуб постижения Пути”. Школа разместилась в буддийском храме Эйседзи в пригороде Токио. Зал был размером 4х5 м и вмещал всего 12 татами (матов из рисовой соломы). В первый год у Кано было всего 9 учеников, он сам финансировал школу. Одним из нововведений о-сэнсэи Кано явилось то, что раздел соревновательной техники (сиай-вадза), разработанный в Тэнсин Синъё-рю, он поставил во главу обучения, и с него начинали свой путь студенты Кодокан, в то время как традиционная система предполагала изучение базовой техники и ката (парных формальных упражнений) прежде, чем приступить к сиай-вадза. Свою систему он позже назвал ДЗЮДО, позаимствовав этот термин у школы Дзикисин-рю, действовавшей в эпоху Токугава, а ныне забытой. Этим термином Кано стремился подчеркнуть коренное отличие своей школы. Иероглиф “до” означал, в трактовке Кано, единый Путь самосовершенствования, способный привести к общей гармонии на основе усилий каждого

В 1886 году, департамент полиции решил пресечь никому не идущую на пользу конкурентную борьбу и совместно с Министерством образования Японии организовал серию встреч между ведущими школами - турнир Правды. В результате были выявлены сильнейшие - Кодокан и Реи-синто-рю. В решающей схватке каждая школа выставила по 15 участников. Результат оказался более чем убедительным: 13 поединков выиграли дзю-дзины Кодокан, 2 - закончились вничью. Систему Кодокан тут же приняли на вооружение в полиции и армии, а с 1889 года его с некоторыми ограничениями ввели в школьную программу как обязательный (!) предмет.

Все последующие годы Кано Дзигоро активно вел тренерскую и просветительскую работу, в 1889 году посетил Европу. В начале XX в. лучшие его ученики разъехались по всему миру с миссией распространения учения и техники школы Кодокан. В последнем преуспели мастера Каваиси (в Европе), Маэда (в Бразилии), Ощепков (в России). Один из учеников Кано - чудом попавший в Кодокан русский мальчик Василий Ощепков - за 2 года занятий достиг мастерской степени (1-й дан) и стал первым неяпонцем, получившим черный пояс.

В 1913 году он открыл секцию во Владивостоке, положившую начало развитию боевых искусств в России. Вскоре Ощепков сдал экзамен и на 2-й дан. Советская школа борьбы и самозащиты, получившая позднее имя самбо, была создана им на основе Кодокан дзю-дзюцу. Тем временем Кано открыл Культурное общество Кодокан-бункакё-кай (1922 г.), девизами которого стали - оптимальное приложение сил (сэй-реку дзэнъё) и взаимное благоденствие (дзита кёэй).

Свои философские трактаты Кано публикует под псевдонимом Киити Сай, что означает Вместилище Единства. В 1909 году, разделяя тогда еще не извращенные идеи олимпийского движения, Кано стал членом Олимпийского комитета. Проблема включения дзюдо в программу Игр поставила Кано перед выбором: спорт или искусство? Профессор так и не смог ответить на этот вопрос: на заседании МОК в Каире в 1938 году он промолчал, а возвращаясь, умер на корабле, плывущем в Японию.

Дзиро Нанго, руководивший школой после смерти учителя вплоть до второй мировой войны, еще следовал его заветам. А в войну дзюдо пришло в упадок: залы были разрушены. Кроме того, в 1945 году штаб американских оккупационных войск вообще запретил занятия дзюдо (что, кстати, дало мощный импульс школам каратэ, которые и не думали запрещать, т.к. отсутствие прикладной ценности в их технике ни у кого не вызывала сомнений). В 1946 году управление Кодокан унаследовал сын Кано - Рисэй. А через год на американских военных базах разрешили обучать дзюдо военнослужащих. Кодокан начал возрождаться. Но это был уже другой Кодокан. Во всех районах Японии стали проводиться соревнования, в 1948 году прошло первенство страны. Вскоре была создана Всеяпонская федерация дзюдо. В Лондоне - европейская федерация. А в 1956 году в Японии был проведен 1-й чемпионат мира. Внешне все выглядело благополучно: в марте 1958 года в районе Токио Бунъё на улице Касуга было возведено семиэтажное здание “нового” Кодокан. Там было все: самый большой в мире борцовский зал на 1100 кв. м, пять малых и средних борцовских залов, собственный научно-исследовательский институт, свои средняя школа и ВУЗ, а также множество вспомогательных учреждений. Там не было лишь духа дзюдо. Зато в 1959 году странная борьба, унаследовавшая название дзюдо, была утверждена как олимпийский вид и включена в программу “XVII Игр в Токио”. Это была вершина взлёта Кодокан, ставшая одновременно символом его падения. Советское самбо пережило подобный кризис: “боевые” приемы, исключенные из раздела спортивной борьбы, были спрятаны под грифом "Секретно" в тайниках КГБ. Все остальное превратилось в синтез вольной борьбы и модерн-дзюдо. Именно это и послужило одной из причин создания Кодокан Син-рю как попытки сохранить традицию школы Кодокан и переосмыслить ее с позиций современности.

Вернуться в начало

Теория

Дзигоро Кано

Какова бы ни была цель — будь то нанесение удара в определенное место или проведение броска определенным способом, всегда должен существовать единый всеобъемлющий принцип, управляющий всей сферой. И этот принцип — оптимальное, наиболее эффективное использование духовной и физической энергии, направленное на достижение конкретной цели.

профессор Дзигоро Кано

основатель Дзюдо

Дзюдзюцу становиться дзюдо

В феодальные времена в Японии развивались множество боевых искусств: работа с копьем, стрельба из лука, фехтование и многое другое. Одним из таких искусств было дзюдзюцу. Оно называлось также тайдзюцу и явара. Это была система нападения с использованием бросков, ударов руками и ногами, тычковых и рубящих ударов, удушения, выкручивания суставов, удержания противника и защиты от подобных атак.

Каждый человек преподносил свое искусство как набор техник. За техникой дзюдзюцу никто не замечал ее руководящих принципов. После того, как я понял отличия в преподавании техник, я часто стал ловить себя на мысли, что хочу выяснить, которая из них более совершенна, более правильна. Это привело меня к необходимости взглянуть на основополагающие принципы дзюдзюцу, которые используют при нанесении противнику удара или броска. После вдумчивого изучения предмета я уловил всеобщий принцип: добиться максимально эффективного использования психической и физической энергии. Держа данный принцип в памяти, я заново пересмотрел методы атаки и защиты, которые я знал, и оставил только те из них, которые соответствовали ему. Несоответствующие я отбросил. И на их место подставил техники, в которых этот принцип применялся корректно. Получившийся в результате набор техник я назвал дзюдо.

Оба слова - дзюдзюцу и дзюдо - обозначаются двумя китайскими знаками. Знак дзю в обоих словах один и тот же и обозначает «мягкость» или “уступчивость”. Значение дзюцу — “искусство, практика”, а до означает «принцип» или «путь», под путем обозначают собственно жизнь. Дзюдзюцу можно перевести как “искусство мягкости”, а дзюдо как “путь мягкости”, использование основного принципа ради одержания окончательной победы. Дзюдо больше, чем искусство атаки и обороны. Это способ жизни.

Бросок

Чтобы понять, что имеется в виду под мягкостью или уступчивостью, давайте представим. Стоящего передо мной человека, сила которого равна десяти единицам, а моя собственная только семь единиц. Если он толкнет меня изо всех сил, то наверняка оттолкнет меня назад или собьет с ног, даже если я буду сопротивляться изо всех сил. Это - противоставление силы силе. Но если вместо сопротивления я буду уступать его толчку, убирая свое тело и сохраняя равновесие, (принцип явара) то мой противник потеряет собственное равновесие. Из-за неудобной позиции он ослабеет и не сможет полностью использовать свою силу. Она понизиться до трех единиц. Так, как я сохранил равновесие, то моя сила останется равной семи единицам. Сейчас я оказался сильнее, чем мой противник, и я могу нанести ему поражение, используя только половину моей силы, а остаток приберечь для других целей.(Используя принцип явара, даже маленький человек может бросить большого). Даже если вы сильнее противника, сначала лучше уступить. Поступая таким образом вы экономите энергию, одновременно утомляя противника.

Представим, что передо мной стоит человек. Как бревно, которое стоит на своем торце, его можно вывести из устойчивой позиции — вперед или назад — одним пальцем. Если в тот момент, когда он наклонится вперед, я коснусь рукой его спины и быстро стану как можно ближе к нему, то мои ноги и позвоночник могут стать осью вращения. Все, что теперь мне нужно, чтобы бросить его на землю, — это слегка повернуться, потянув его за руку или за рукав, даже если он гораздо тяжелее меня.

Предположим, что я пытаюсь сместить его центр тяжести вперед, но он делает шаг вперед какой-либо ногой. Все равно я смогу легко его бросить, просто придавив своей ногой его выставленную ногу ниже ахиллова сухожилия за долю секунды до того, как он перенесет на нее весь свой вес. Это хороший пример эффективного использования энергии. Незначительными усилиями я могу победить весьма сильного противника.

Беззащитная женщина

Беззащитная женщина может обесценить силу гиганта, если она эффективно использует свою силу.

А что, если противник решил внезапно атаковать и толкнул меня? Вместо ответного толчка я могу схватить его обеими руками за руки или воротник, упереться ступней ему в живот, затем выпрямить ногу и сесть, что заставит его перекувыркнуться через мою голову.

Или предположим, что мой противник несколько наклонился вперед и толкает меня одной рукой. Это действие нарушает его равновесие. Если я захвачу его вытянутую руку за рукав и развернусь таким образом, чтобы моя спина плотно прижалась к его груди, а свободной рукой зафиксирую его плечо и затем внезапно наклонюсь, то он перелетит через мою голову.

Вернуться в начало

Принципы и задачи дзюдо

Дзюдо как физическое воспитание

Вдохновленный успехом использования моего принципа максимальной эффективности в техниках атаки и защиты, я спросил у себя: а почему бы тот же принцип не использовать для улучшения здоровья или, говоря иначе, для физического воспитания?

Ведь какова цель физического воспитания? Выдвинуто много предположений. Но после тщательного размышления и обмена мнениями со многими знатоками я пришел в выводу, что его целью является не только построение сильного, полнофункционального и здорового тела, но и одновременное формирование характера посредством психической и нравственной дисциплины. Сформулировав таким образом цель физического образования, давайте взглянем, насколько точно обычные методы физического воспитания соответствуют принципам максимальной эффективности.

Способы тренировки тела многочисленны и различны, но все они подпадают под две основные категории: спорт и гимнастка. Трудно проводить обобщения мнений по поводу спорта, так как в нем имеется очень много различных видов, по у них есть одна общая черта: по своей природе все они соревновательные. Препятствие к их дальнейшему развитию состоит в том, что они не способствуют сбалансированному физическому развитию и здоровью. Одни мускулы неизбежно и постоянно перегружены, в то время как другие почти не используются. В такой ситуации иногда происходят деформации и повреждения различных частей тела. Многие виды спорта нельзя оценить высоко как средство физического воспитания, - на самом деле их следует либо отбросить, либо радикально улучшить, потому что они не позволяют наиболее эффективно использовать психическую и физическую энергию, более того: они препятствуют прогрессу в улучшении здоровья, силы и функциональности.

Гимнастику как физическое воспитание, наоборот, можно оценить очень высоко. Занятия гимнастикой не влекут телесных травм, они, в основном, полезны для здоровья и дают телу сбалансированное развитие. Тем не менее в современных видах гимнастики, на мой взгляд, отсутствуют две вещи: интерес и польза.

Существует много способов сделать гимнастику более привлекательной, и я являюсь сторонником одного из них: выполнения группы упражнений, которую я подробно разработал. Каждая комбинация движений конечностей, шеи и туловища основывается на принципе максимальной эффективности и представляет некоторую идею.

Чтобы физическое воспитание было действительно полезным, оно должно основываться на принципе эффективного использования психической и физической энергии. Я убежден, что дальнейший прогресс в деле физического воспитания будет происходить в соответствии с этим принципом.

Развитие духа

И ката и рандори являются формой развития духа, но рандори более эффективно.

В рандори необходимо определить слабые стороны противника и быть готовым атаковать всеми доступными силами при появлении такой возможности, но не нарушая правил дзюдо. Занятия рандори делают учеников серьезными, искренними, внимательными, осторожными и осмотрительными в своих действиях. В то же время они учатся оценивать, принимать быстрые решения и точно действовать, так как в рандори нет места нерешительности — и при атаке, и при защите.

В рандори нельзя знать наверняка, какую технику противник применит в следующий момент, поэтому необходимо постоянно быть настороже. Бдительность становится второй натурой. Появляется уравновешенность, ощущение, возникающее из знания, что можно справиться с любой случайностью. Силы внимания, наблюдения, воображения и рассудительности естественно усиливаются, а все это может оказаться полезным как в додзё, так и в повседневной жизни.

Практика рандори подразумевает исследование сложных психо¬физических связей между соревнующимися. Из этого можно вынести сотни важных уроков.

В рандори мы учимся применять принцип максимальной эффек¬тивности даже тогда, когда мы способны легко пересилить противника. Действительно, гораздо более впечатляет победа над противником посредством подходящей техники, чем грубой силы. Этот урок равно применим в повседневной жизни: ученик узнает, что убеждение, поддержанное словесной логикой, более эффективно, чем принуждение.

Другой принцип рандори заключается в том, чтобы прикладывать только то количество силы, которое реально необходимо - ни слишком много, ни слишком мало. Мы все знакомы с людьми, которым не удалось выполнить намеченное из-за неправильной оценки необходимых для этого усилий. Одни из них обессиливают перед самым финишем, другие - не знают, когда остановиться.

В рандори мы иногда сталкиваемся с противником, который безумно хочет выиграть. Мы учимся не сопротивляться силе напрямую, а играть с противником, пока его злость и сила не иссякнут, а затем атакуем. Этот урок очень кстати, когда мы встречаемся с таким человеком в повседневной жизни. Так как никакие уговоры на него не подействуют, то единственное, что мы можем сделать, — это подождать, пока он не успокоится.

Это всего лишь несколько примеров того, что может дать рандори интеллектуальному развитию молодых умов.

Этическое развитие

Теперь давайте посмотрим на то, как понимание принципа максимальной эффективности благоприятствует этическому развитию.

Есть люди, возбудимые по своей природе, и они позволяют себе сердиться по большинству поводов. Дзюдо способно помочь таким людям научиться контролировать себя. Во время занятий они быстро поймут, что гнев является тратой энергии, вызывающей только негативный эффект для себя и других.

Занятия дзюдо чрезвычайно полезны тем, кому не хватает уверенности в себе из-за прошлых неудач. Дзюдо учит нас искать наилучший способ действия из всех возможных независимо от конкретных условий, и помогает нам понять, что волнение - трата энергии. Парадоксально, но человек, потерпевший неудачу, и человек, находящийся на вершине своего успеха, находятся в совершенно одинаковой позиции. Каждый должен решить, что делать дальше и как выбрать курс, который поведет его в будущее. Занятие дзюдо дает каждому одинаковые возможности успеха, выводя человека из состояния сна и разочарования в состояние активной деятельности.

Еще один тип людей, которым занятия дзюдо могут принести пользу, - это постоянно недовольные люди, всегда готовые упрекать других за свои собственные неудачи. Такие люди поймут, что их негативное состояние духа противоречит принципу максимальной эффективности и что жить в соответствии с этим принципом необходимо в оптимистическом душевном состоянии.

Эстетика

Занятие дзюдо приносит много удовольствия: радостное чувство от упражнений передается мышцам и нервам, принося и удовлетворение от овладения движениями, и радость от победы в соревнованиях. Не последним из удовольствий является красота движений, приносящая ощущение восторга как от выполнения изящной осмысленной техники, так и от созерцания ее выполнения другими. В этом - сущность .эстетической стороны дзюдо.

Дзюдо вне додзё

Смысл соревнований в дзюдо заключается в идее, что уроки, по¬лученные в них, найдут применение не только в будущих занятиях, но и в мире в целом. Здесь я хотел бы привести пять основных принципов дзюдо и коротко показать, как они действуют в условиях общества.

  1. Владей инициативой в любом начинании;
  2. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим;
  3. Осмысливай полностью, действуй решительно;
  4. Знай меру;
  5. Держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.

Первый принцип говорит о том, что каждый должен обращать пристальное внимание на отношения между собой и другими. Например, перед началом атаки следует учесть вес противника, его сложение, сильные стороны, характер и прочее, не говоря уже о том, что вступающий в соревнования должен знать собственные сильные и слабые стороны и уметь визуально оценивать окружающую обстановку. В те времена, когда поединки проводились на улице, нужно было бы отметить, нет ли поблизости камней, канав, стен и тому подобного. В додзё следует обратить внимание на стены, людей иди другие потенциальные препятствия. Если все внимательно осмотреть, то естественным образом придет понимание, как корректно победить противника.

Второй принцип посвящен захвату лидирующего положения. Игроки настольных игр, вроде шахмат или го, знакомы со стратегией провокации, когда выполненный ход соблазняет противника сделать определенный ответный. Эта концепция, очевидно, применима и к дзюдо, и к повседневной жизни.

Краткая формулировка третьего принципа: полностью осмыслив ситуацию, действуй решительно. Первая половина предложения тесно связана с первым принципом, согласно которому следует тщательно оценивать своего противника перед исполнением технического приема. Если это выполнено, то автоматически следует совет, данный во второй половине. Решительное действие обозначает отсутствие колебаний и задних мыслей.

Показав, как продолжить, я бы хотел теперь дать совет, когда следует закончить. Это можно определить достаточно просто. Когда заранее намеченная цель достигнута, пора прекратить применение техники или чего либо еще.

Пятый и последний принцип выявляет главную сущность дзюдо. Он содержится в словах: «Следуй по простому пути: не становись самодовольным от победы и не ломайся при поражении; не ослабляй внимания, когда вокруг спокойно, и не пугайся при опасности». Здесь содержится предостережение, что если мы позволим себе увлечься победой, то обязательно последует поражение. Здесь также имеется в виду, что в любое время следует быть готовым к новому соревнованию, даже сразу после победы. Независимо от того, спокойно или бурно вокруг, необходимо всегда использовать любые средства, доступные в данных условиях и ведущие к достижению цели.

Изучающие дзюдо должны постоянно помнить эти пять принципов. Применяя их на работе, в школе, в мире политики или любой другой области жизнедеятельности общества, они увидят, что эти принципы могут повсюду принести значительную пользу.

Суммируя сказанное, можно сказать, что дзюдо — это духовная и физическая дисциплина, уроки которой можно применять в повседневных делах. Основной, принцип дзюдо, руководящий всеми техниками атаки и защиты, заключается в том, что, какой бы ни была цель, ее лучше всего достичь, максимально эффективно используя для этого и душу, и тело, Этот же принцип, примененный к нашим повседневным делам, может привести к заметному и постоянному повышению качества жизни.

Занятие техникой дзюдо не является единственным способом уловить этот всеобщий принцип, но я пришел к его пониманию именно так, и именно это средство я хочу использовать для просветления других душ.

Принцип максимальной эффективности, полной самоотдачи, примененный не к искусству атаки или защиты в соревнованиях, а к очищению и совершенствованию повседневной жизни, может потребовать от людей гораздо больших порядка и гармонии. Это может привести к гораздо большей взаимной внимательности, взаимопомощи и уступчивости. Результатом станет только возрастание всеобщего благополучия. Таким образом, благодаря дзюдо люди, индивидуально и коллективно развивая свои тела и обучаясь искусству атаки и защиты, в то же время достигают своего самого высокого духовного развития.

основатель Дзюдо

профессор Дзигоро Кано

(материалы из книги кодокан дзюдо)

5 принципов практики дзюдо в повседневной жизни:

  1. Владей инициативой в любом начинании;
  2. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим;
  3. Осмысливай полностью, действуй решительно;
  4. Знай меру;
  5. Держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.

Дзигоро Кано

Кьюзо Мифуне

Кьюзо Мифуне

 

Вернуться в начало

Ключ к постижению сути Дзюдо

Дзюдо будет развиваться бесконечно, нет никаких пределов для совершенствования этого мастерства. Среди учеников Дзюдо всегда есть такие, которые хотят быстрее овладеть определенным мастерством и ускоряют тренировочный процесс, но это ускорение сродни стремлению быстрее пройти свой жизненный путь. Ученики должны медленно и последовательно обучаться принципам и мастерству Дзюдо. С другой стороны, ученики могут вести себя слишком осторожно, боясь физической силы или мастерства соперника. В такой ситуации они становятся закостенелыми как духовно, так и физически. Ученикам следует вести себя беспристрастно и не бояться вступать в бой с противником, чтобы продемонстрировать свои лучшие умения. Эта истина относится не только к Дзюдо, но и к другим подобным видам искусств.

Причина, по которой нужно жить в гармонии с природой

Истина Дзюдо заключается в том, что никакое действие не должно быть совершено без конкретной причины. Имеется в виду то, что действие любого человека, совершенное без единства разума и тела, может быть непристойным и нанести вред. Единство разума и тела создает основу для внешней самоподачи.

Круговорот, происходящий на небесах и на земле, происходит согласно законам природы, и эти законы никогда не противоречат природе. Природа существует сама по себе, она находится в полной гармонии с бытием, природа не может идти против цельности. Принципы Дзюдо находятся в полной гармонии с природой. При этом человек, практикующий Дзюдо, – это человек, который думает, делает выводы и действует. Дзюдо неотделимо от действия. В этом его единственное отличие от природы, но в своей сути Дзюдо всегда должно гармонировать с природой и, таким образом, следовать истине.

Единственный путь к постижению сути Дзюдо – это путь искренности. Если человек хочет овладеть искусством боя, не следуя пути искренности, можно утверждать, что он совершенно несведущий.

Этот принцип относится и к жизни в обществе – если каждый будет думать об общем благополучии и процветании, все будут вести счастливую и достойную жизнь. Если же человек не верит в возможность такого сосуществования и заботиться исключительно о собственных интересах, он окажется в безвыходном бедственном положении.

Дзюдо - это не просто поединок, Дзюдо всегда следует пути праведности. В этой истине и заключается переход от Дзюдзюцу к Дзюдо и просвещение Дзюдо. Дзюдо, в своей истинной сути, всегда полагается на волю Небес.

Поединок в Дзюдо

Бойцы должны серьезно подходить к бою и быть готовыми встретиться лицом к лицу со смертью, но это не означает, что поединок должен быть диким и кровавым.

Однажды ученики Басе, величайшего поэта Хокку (стих, состоящий из 17-ти строк), который жил 200 лет назад и умер в захудалом гостиничном доме на окраине страны, попросили его оставить после себя прощальный стих.

Он ответил, что каждый стих, написанный им на протяжении жизни, можно считать прощальным, поэтому нет необходимости писать еще один. Этот пример показывает, как серьезно он относился к написанию стихов. В поединке Дзюдо соперники должны относиться к бою таким же образом. Это, конечно, не означает, что они должны быть готовыми умереть или с презрением относиться к жизни, но они должны приложить максимум усилий и не думать о результатах боя.

Таким образом, поединок возможен только, когда оба бойца находятся в соответствующем состоянии: не думают ни о смерти, ни о жизни. Как Басе спокойно относился к смерти, так и в бою нет места сожалению. В одном из определений Дзюдо четко говорится о том, что участник боя должен приложить максимум усилий, и если ему будет не хватать целеустремленности, его можно считать трусом, а его намерения – злым умыслом. Проигравший узнает о своих слабых местах и будет тренироваться дальше, а победитель улучшит свои физические и умственные способности.

Дзюдо как проявление истины

Говоря о Дзюдо, мы говорим “Мягкость часто контролирует жесткость” (т.к. “Дзю” или Явара подразумевает мягкость): Дзюдо показывает свободное внутреннее отношение, в основе которого лежит мягкая и гибкая способность разума и тела, которая, в случае крайней необходимости, дает бойцу возможность поменять свое положение и действовать или же предотвратить опасность, учитывая время и место.

В Дзюдо усилие, направленное на то, чтобы победить соперника без применения лишней силы ценится намного больше, чем простая способность воспользоваться подходящим моментом или слабостью соперника. Такое усилие считается лучшим способом использования энергии, оно дает возможность победить даже самого сильного бойца, прилагая минимум физических усилий.

Сорняк может медленно расти из-под тяжелого камня, благодаря свежему воздуху, солнцу и дождю, в то время как камень постоянно разрушает эрозия. Так, жизнь – это способность мягко расти. В то же время, иногда мягкость обладает большей мощью для борьбы с жесткостью и очерствением благодаря огромной силе. Конечно, сильный является сильным, а слабый – слабым, но когда сильные становятся жесткими, они могут потерять быстроту и точность своих движений, и стать уязвимыми. Это значит, что от силы не всегда зависит победа или поражение, а именно движение, выполненное в гармонии с законами природы, заключает в себе постоянное совершенствование “жизненной силы”.

Известное высказывание Кодокан Дзюдо: “Правильное применение силы и энергии – это сущность Дзюдо”. Иными словами, “наилучшее проявление энергии – это большая победа с наименьшим применением силы”. Необходимо помнить, что победа, основанная на том, что удалось избежать проявления силы со стороны соперника, является жалкой и недостойной победой. Истинной целью Дзюдо является не столько победа в поединке, сколько “воплощение истинной сути Дзюдо, кратко говоря, цель Дзюдо – понять и быстро продемонстрировать «живые законы движения», которое действуют в непредугаданных заранее движениях соперника”.

Общие примечания

Цель Дзюдо состоит в том, чтобы сохранить равновесие. Потеря глубокого смысла может быть вызвана неспособностью поддерживать баланс, то есть “нестабильность” - это форма, при которой легко потерять равновесие. Например, в Тати вадза (броски, выполняемые из стойки), самое важное – суметь сохранить баланс тела и заставить противника его потерять. Более глубокое изучение поможет вам понять, где находится центр двух тел, слившихся в поединке, и откуда берет начало главное движение.

Если закрепить центр кругового движения и посмотреть на него в горизонтальной проекции – получится круг, а если посмотреть на него в трехмерном изображении – мы увидим шар, который является самой идеальной фигурой. Округлость (гармоничность) – это показатель превосходства и в мысленном образе.

Цель Дзюдо заключается в том, чтобы естественным способом показать бесконечную искренность, которая неразрывно связана с истиной, разумом и телом. В этом истинная суть природы. Все в природе сохраняет или стремится сохранить постоянство в движении, и человек, который является частью природы, не может выступать против этого. Но человек, обладая способностью думать, рассуждать, выбирать и действовать, старается обрести постоянство в психологии и в законах природы.

Однако центр гравитации любого объекта или центр любой формы не может существовать заведомо, заранее, он начинает свое существование с того момента, когда объект или форма становятся фиксированными. Именно здесь рождается инстинкт или основное чутье. Человек, проходя через жизненные изменения, происходящие с мысленными образами и физическими явлениями, продолжает развиваться практически бессознательно, опираясь на свой опыт, чтобы не потерять «центр» жизни.

Дзюдо можно по праву считать лучшим физическим упражнением для всего вышесказанного, потому что его секрет заключается в том, чтобы обрести постоянство, которое подходило бы для изменений, происходящих при взаимодействии быстрого, чистого разума со свободной, плавной движущей силой тела.

Отличительная черта Дзюдо – не готовиться заранее к бою: поскольку равновесие создается в момент боя, искусство защищаться применяется именно в этот момент.

Хороший боец Дзюдо, который знает о принципах, описанных выше, никогда не готовиться к бою заранее, его разум представляет собой блестящее зеркало, которое помогает ему четко предвидеть все, что произойдет. Боец показывает, что его тело действительно свободно, чтобы принять любой вызов. Такое состояние разума и тела называется “Sei” или спокойствие и “Do” или действие, иногда их называют “Ju и Go” или “Мягкость и Прочность”, “In и Yo” или “Отрицательное и Положительное” и т.д.

Эти ментальные характеристики показывают действие через ответное действие и взаимодействие, ведь любой дисбаланс, основанный на превосходстве, будет увеличивать нестабильность в движении.

В поединке, если боец заранее думает о том, чтобы применить какую-нибудь технику, соперник сразу узнает об этом, и боец потерпит поражению. Это произойдет потому, что боец будет зациклен на этой мысли, и она помешает ему свободно двигаться. В этой стадии можно прочитать мысли соперника: боец должен воспользоваться возможностью действовать и должен достичь результата, чтобы позже не испытывать чувство раскаяния.

Боец должен постоянно помнить о том, что никакие эгоцентричные мысли недопустимы, необходимо соблюдать баланс, о котором говорилось выше: осознание закона природы дает бойцу основу для истинных движения Дзюдо, в этом и заключается таинство Дзюдо.

Вернуться в начало

Пять основных принципов

  1. Мягкость разума и тела, которая превосходит жесткость и стойкость.
  2. Суть Дзюдо – в мягком слиянии разума и тела. Слово “мягкость”, однако, не является синонимом слабости, оно подразумевает что-то похожее на широту мышления или способность приспосабливаться. Суть Дзюдо – в том, чтобы раскрыть истинные характеристики человека в постоянно эволюционирующей природе, и воплотить истинную свободу мысли или действия.

  3. Показать наивысшую степень жизнестойкости даже в самом неподготовленном состоянии.
  4. “Благодаря своей особой характеристике – находиться в мягком умственном и физическом состоянии, Дзюдо легко может изменить критическую ситуацию и дать вам возможность идти вперед или назад, учитывая время и обстоятельства. Иными словами, в Дзюдо есть множество приемов для искоренения чрезвычайной ситуации”.

    Пояснение: Опасность имеет свойство приходить неожиданно, в этом случае неподготовленность даст о себе знать. В таких случаях проявляется самая глубинная суть и истинное мастерство Дзюдо: в наихудшей ситуации быстро оценить незащищенные стороны противника или мгновенно изменить собственное положение так, чтобы лишить противника возможности атаковать и с легкостью одержать победу.

  5. Небрежность равносильна отсутствию четких принципов.
  6. “Суть Дзюдо в том, чтобы дать вашей энергии возможность выхода и отсутствие старания для соблюдения этого правила”.

    Пояснение: Способность превратить недостаток в достоинство – это проявление искусства, поэтому небрежность совершенно недопустима. Однако отсутствие гибкости из-за чрезмерного проявления намерения с одной стороны приведет к отсутствию осторожности и, как следствие, к непредвиденному проигрышу. В любой ситуации надо сохранять холодный и здравый рассудок.

  7. Никогда не следует сосредотачиваться на конкретной идее, нужно находиться в состоянии самоподавления.
  8. “Поединок должен быть проявлением внутренней подготовленности и ловкости бойцов, которыми должно управлять не животное мужество, а внутренняя сущность”.

    Пояснение: Практикуя приемы, нельзя полагаться ни на что. Истинное мужество будет потеряно в ожидании подчинения, проявления собственной силы или при обдумывании преимуществ и недостатков собственного положения. Такое ожидание приведет к внезапному раскаянию. Если же не испытывать страха перед силой соперника, а находится в состоянии самоподавления, ничто не сможет препятствовать действию и тогда будут проявляться способность к бесконечному изменению и приспосабливаемость.

  9. Никогда нельзя пренебрегать мелочами, необходимо иметь чистый разум.
  10. “Чистота в Дзюдо основана на чистом разуме, который проявляется через приемы, через действия человека. Иными словами, приемы – это чистейшее проявление Дзюдо и истинная суть Дзюдо”.

    “Ошибочно полагать, что Дзюдо – это просто противостояние тел и обучение приемам. С виду поединок выглядит как рукопашный бой, в котором участвуют двое, но в реальности это проявление умственных способностей этих двоих, поединок находится в единстве с законами движения, созданными благодаря слиянию двух сил, и является проявлением истины, согласно конкретному времени и случаю”.

    Пояснение: Если разум ослаблен из-за какой-либо вещи, большой или маленькой, это приведет к поражению. Это равнозначно страху перед соперником и неспособности использовать всю свою силу. Отсутствие сомнений – вот лучшее условия для выполнения приема. Если же, напротив, человек спешит победить в поединке, он не сможет уловить истинную суть момента. Истина не может быть запланирована, она свободно существует в природе. Необходимо осознать то, что каждый человек всегда пребывает с истиной, найти ее, не прилагая усилий, помогает искренность.

Вернуться в начало

Семь подготовительных понятий

Для освоения любого приема, необходимо поставить культуру сознания на первое место. Такая культура подразумевает старательность, скромность, отсутствие вульгарности, свободу и внимательность. Другими словами, боец должен стараться сделать все, что в его силах.

  1. Отсутствие фальши в сознании.
  2. Фальшь дает противнику возможность атаковать. Поскольку прием должен быть выполнен в одно мгновенье, действие должно быть максимально точным, четким и не иметь никаких границ.

  3. Не теряйте уверенности в себе.
  4. На самом деле, это иная ступень первого пункта: шанс мгновенно применить прием может больше не представиться, поэтому не упустите его.

  5. Поправьте вашу позу.
  6. Поза в Дзюдо должна быть очень естественной, следует избегать уловок и притворства. Сущность жизни – в истинности. Природу нельзя изменить, потому что истинность присутствует во всем, и если человек смог найти себя в ней, он сможет действовать совершенно свободно.

  7. Будьте быстрыми.
  8. Центр равновесия зависит от движений тела. Этот центр очень важен для сохранения устойчивости, и если он потерян, тело теряет естественный баланс, что может помочь вашему сопернику. Поэтому двигайтесь быстро, когда это необходимо, фиксируя мгновенно центр равновесия.

  9. Не останавливайтесь в использовании собственной силы.
  10. Всегда нужно использовать собственную силу максимально быстро. Однако применение всей силы в одном приеме не означает конец поединка. «Конец» - это «остановка». Необходимо признать, что то, что называют неподвижностью и движением или мягкостью и стойкостью, – это не что иное, как бесконечно повторяющийся процесс, в основе которого лежит истинность. Придерживаясь этой мысли, вы должны продемонстрировать бесконечную энергию жизни.

  11. Нельзя недооценивать важность тренировок.
  12. Вышеупомянутый путь тренировок нельзя пройти за короткое время. Нельзя отрицать необходимость ежедневных тренировок, поскольку освоение приемов должно иметь духовную составляющую. Если представить, что все то, что вы ежедневно осваиваете, является первым шагом для того, чтобы развиваться в этом направлении, вы сможете прожить чистую и вечную жизнь.

  13. Занимайтесь самосовершенствованием.
  14. Зацикливание на собственном «Я» может привести лишь к созданию границ вокруг вас, и вы потеряете свободу. Если вы способны «стереть» себя перед поединком, вы сможете рассуждать правильным образом и осознаете истинность, то есть вы сможете обнаружить слабые стороны соперника и контролировать его. Вышесказанное может показаться недостаточно обоснованным, но когда вы проникнитесь этой идеей, вы завершите первую ступень саморазвития, и с этого момента процесс вашего саморазвития станет бесконечным.

Прием

Движение Тела.

Здесь под движением тела подразумевается основное движение, которое формирует стандарты для манеры держаться в целом и для хорошо сбалансированного движения в частности. Такое движение необходимо практиковать ежедневно, каждый тренирующийся должен научиться двигаться легко и быстро и использовать это умение при любой необходимости.

Различные виды движений не были разработаны специально, движения должны быть естественными и иметь едва уловимый смысл.

Движения тела, о которых мы сейчас говорим, не являются видами приема, они должны стремиться к завершенности: суть этих движений заключается в нединамическом разуме.

Приспосабливаемость.

Приспосабливаемость означает прием, который применяется, когда к вам кто-либо приближается. В такой ситуации ваш разум должен быть динамичным, иначе вы точно потерпите поражение. В поединке вы всегда должны стоять перед вашим соперником. Это не означает, что таким образом вы откроете себя для атаки с его стороны, вы должны мгновенно уклониться от атаки и занять безопасное положение: это означает “Hen“ или изменение. Разумеется, чтобы достичь успеха, вы должны действовать максимально быстро. Как только вы изменили свое местоположение, найдите слабую точку противника, которая проявилась вследствие вашего перемещения или изменения позы, и выполните прием, чтобы одержать победу. Это означает “Oh“ или возвращение.

Движение тела и приспосабливаемость проявляются как при защите, так и при нападении, при этом недостаток должен быть трансформирован в достоинство. Эти два понятия можно считать одним целым, это на самом деле характерно для тайных приемов Дзюдо.

выдержки из специального трактата по Дзю-до

автор Кьюзо Мифуне

Вернуться в начало

Теоретические основы дзюдзюцу рэйдо

Единый принцип, максимально эффективного использования энергии и силы

1. Мягкость

В концепции Рэйдо под мягкостью (дзю) подразумевают - изменение геометрической формы тела, при котором вектор приложенной к телу силы перенаправляется по касательной к поверхности собственной сферы силы.

Для этого:

  1. сила, прилагаемая к телу, направлена вдоль оси костей, а не поперек;
  2. при совершении какого либо действия одни мышцы не препятствуют работе других мышц;
  3. мышцы не участвующие в данном действии расслаблены.

2. Равновесие или баланс сил

Тело должно ощущаться заключенным в сферу с центром внутри корпуса. Расположение, размер и плотность этой сферы меняется в соответствии со способностью выполнять принцип мягкости. Для чего ось этой сферы всегда выстраивается по результирующей сил, приложенных к телу и центрируется относительно опоры или опор.

Свойства сферичной силы

  • Сила создается и распределяется при помощи вращения;
  • Сила вращения действует, как одно целое, в трех измерениях;
  • Движение этой силы подобно движению колеса.

Пять подобий:

  1. Движение силы замкнуто. Возвращается туда, откуда начинается;
  2. Движение силы центрировано. Её вращение, как и вращение колеса, имеет центр;
  3. Точки, находящиеся на диаметре всегда движутся одновременно и в диаметрально противоположных направлениях;
  4. Сила вращаясь, воздействует по касательной;
  5. Сила вращается в любой плоскости.

Базовые понятия

Работа сознания - намерение сделать конкретное действие.

Практика соединения сознания и тела заключается в помещении внимания в различные области тела во все большем количестве и качестве. Развивает способность одновременно воспринимать и оперировать большим кол-вом элементов.

Работа с энергией - уменьшение амплитуды движения до минимально слышимого без уменьшения объема ощущений.

Защита - это действия, направленные на нейтрализацию усилий противника по захвату контроля движения силы в точке контакта.

Атака - действия, направленные на захват контроля над движением силы в точке контакта.

Сергей Георгиев

Вернуться в начало

НОВОСТИ